К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение»


Андреев А.А.,
профессор
тел. (095)467-69-65, E-mail: eado@dist-edu.ru
Международный институт экономики и права

    Несмотря на многолетний отечественный и зарубежный опыт по теории и практике ДО, отсутствует общепринятое определение ДО. Такое положение дел можно считать естественным для нового направления, а многочисленность определений подтверждает в целом актуальность и новизну направлений исследований ДО. Разнообразие точек зрения лишь приближает нас к пониманию существа ДО.
    Порой создается впечатление, что довольно часто о ДО даже специалисты говорят без необходимого понимания того, что стоит за этим понятием. Вообще говоря, по причине частого упоминания ДО интуитивно складывается представление о том, что дистанционное образование является одним из способов получения образования, основанным на использовании специфических образовательных технологий, базирующихся на современных методиках обучения, технических средствах и способах передачи информации.
    Прежде чем высказать свое понимание явления, приведем наиболее известные трактовки ДО, но предварительно напомним содержание понятий "образование" и "обучение" ввиду их частой некорректной трактовки.
    Следуя [4], обучение - это целеустремленный, систематический, организованный процесс вооружения знаниями, умениями, навыками, а образование - процесс усвоения и результат этого усвоения.
    Вообще говоря, образование это результат обучения, воспитания и развития личности. Оно классифицируется по назначению (общее и специальное), по уровню(начальное,среднее, высшее), по области знаний (гуманитарное, естественно-научное, техническое и др.), по отраслям и т.д., но не по расстоянию до обучающегося. Поэтому представляется использование термина "дистанционное обучение" (ДО) на данном этапе более предпочтительным.
    В Концепции создания и развития ДО в РФ приводится следующее определение ДО.
    Дистанционное образование - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). ДО является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.
    Известны и другие трактовки понятия ДО, приведенные в [2].
    Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
    Дистанционное обучение - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения.
    Дистанционное обучение - это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео и аудио-техники, космической и оптоволоконной техники.
    Дистанционное образование - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.
Представляет интерес определение ДО, формулированное Ассоциацией ДО США. ДО - это приобретение знаний и умений благодаря связке информации и учения, включающей в себя все технологии и другие формы обучения на расстоянии.
    Все приведенные определения отражают какую-то одну или несколько сторон этого многогранного явления. Например, складывается впечатление, что в ДО не используются традиционные информационные технологии, такие как печатные издания, что во время учебы отсутствует вообще контакт преподавателя и слушателя. К ДО можно отнести и ситуацию, когда участники учебного процесса территориально не удалены (проживают в одном городе, районе), но не имеют возможности контактировать из-за различных временных графиков работы и жизни.
    Поэтому предлагаемое ниже определение учитывает, на наш взгляд, все характерные черты и варианты организации ДО.
    ДО - это синтетическая, интегральная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диа-логого обмена между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению.
    Последняя добавка дает право говорить о системе дистанционного образования в ее полном объеме.
    Вообще идея ДО не нова, а его элементы в той или иной степени реализованы в таких формах обучения, как заочное и экстернат. Ростки и зерна технологий ДО присутствуют во всех формах обучения, обозначенных в "Законе об образовании". (Под технологиями ДО мы понимаем совокупность методов, форм и средств взаимодействия с обучающимися в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения определенного массива знаний.) Особенно это наглядно заметно в таком виде занятий, как самостоятельная работа обучающихся.
    Приведем рассуждения, показывающие, что ДО может рассматриваться как форма обучения XXI в., к которой при развитии и модернизации будут стремиться все известные в настоящее время формы обучения.
    Рассмотрим заочное обучение (30). Оно характеризуется достаточно жестким регламентом: установочные занятия, межсессионная работа, экзаменационно-зачет-ные сессии, жесткий набор дисциплин для изучения, ограниченное использование средств новых информационных технологий (СНИТ), особенно в межсессионный период, малое контактное время и др.
    Представим, что мы модернизируем 30: ввели гибкий график учебы и возможность выбора дисциплин для изучения студентом. Сдать экзамен по курсу можно в тот момент, когда студент считает себя подготовленным. В межсессионный период расширен контакт с преподавателем за счет использования СНИТ (электронной почты, аудио- и видеоконференций и т. д.). В результате мы получили некоторую новую форму, которая по своим свойствам близка к идеальной ДО.
    Традиционное очное образование таит в себе много элементов, общих с ДО, например форму (вид) обучения - самостоятельную работу обучающегося (кстати, присущую всем формам обучения). Применение СНИТ позволяет увеличить долю этого вида обучения в общем бюджете времени. Применение компьютеров и телекоммуникаций трансформирует традиционные виды занятий, а введение гибкого графика изучения дисциплин, модульного построения и изучения дисциплин и т.п. мероприятия позволяют опять же получить некую модифицированную форму очного образования, отличную от традиционной. Она будет уже более похожа на идеальное ДО.
    Как видно, применение СНИТ изменяет существующие формы обучения, которые асимптотически стремятся в своем развитии к ДО. К этой мысли косвенно склоняются также некоторые эксперты, называя ДО формой обучения XXI в.
    В последнее время часто ведутся дискуссии по поводу приоритетности в создании системы ДО. Нам известны следующие исторические факты, частично приведенные в [З].
    Первое поколение заочных учебных заведений, в которых обучение осуществлялось путем переписки, было создано на по-слесреднем образовательном уровне: Институт заочного обучения, учрежденный в России в 1850 г., и ряд заочных политехнических институтов, появившихся в СССР в 1920 -начале 30-х гг. Сюда можно отнести также Институт Туссена и Лангеншейда в Берлине, основанный в 1856 г. и впервые внедривший заочную форму обучения иностранным языкам, и Шведский институт "Либер Хермодс", открытый в 1989 г., в котором обучалось более 150 тысяч студентов ежегодно.
    Лондонский университет с 1858 г. разрешил допуск соискателей к защите дипломных работ без прохождения полного курса обучения в одном из колледжей. Такие студенты-экстерны обращались за консультациями в частные заочные колледжи. Логическим продолжением этого процесса стала организация системы заочного обучения экстернов самими университетами. Первые шаги в этом направлении были предприняты университетами США (Иллинойским в 1874 г., Чикагским в 1891 г., Висконсинским в 1906 г.), Канады (Королевским в 1889 г.), Австралии (Квинслендским в 1911 г.), примеру которых последовали многие высшие учебные заведения как в этих, так и других странах, в том числе и Открытый Британский университет, который, по нашему мнению, не является первооткрывателем в этой области, как об этом часто упоминается.
    Нам известно, что технологии ДО в России впервые использовались В. П.Черновым При обучении рыбаков и моряков в г. Находка в 1987 году.
    Дискуссии по поводу поиска "родины слонов" закрыл академик В.П.Тихомиров, выступая на 3-й Всероссийской конференции по ДО, остроумно заметив, что еще Иисус Христос передавал свои проповеди своим ученикам для их трансляции в территориально удаленных религиозных учреждениях и на открытых пространствах [I].
    Для того чтобы наглядно определить место ДО среди других форм образования, систему ДО можно представить в виде трехмерного графика, изображенного на рисунке, по осям которого отложены рентабельность (стоимость), качество и открытость.


    Соотношение форм образования в координатах качество-открытость-рентабельность

    Данная диаграмма построена на основании экспертного опроса, проведенного автором среди специалистов, занимающихся проблемами ДО.
    Видно, что наилучшим по качеству, но самым дорогим является, по мнению экспертов, очное образование, а наиболее открытым (дружественным) - ДО.
    Таким образом, ДО известно с давних времен и, по сути, интернационально. К этой форме стремятся в своем развитии на базе новых информационных технологий все существующие формы обучения - очная, заочная и экстернат.
    В целях однозначного толкования среди научно-педагогической общественности понятия ДО целесообразно принять приведенное в статье определение.

    Литература

  1. Тихомиров В.П. ДО: история, экономика. тенденции// Дистанционное обучение. 1997. № 2.
  2. Проблемы информатизации высшей школы/ Гос. НИИ системной интеграции. М., 1995. ВыпЗ.
  3. Воронина Т.П., Кашицин В.П. Молчанова О.П. Образование в эпоху НИТ. М.: АМО, 1995.
  4. Барсуков В.Н. Дистанционное.... Да! Но...... // Проблемы информатизации высшей школы. 1995. Вып. 3. С. 10-12.
Сайт управляется системой uCoz