Виртуальный компьютерный  музей

Виртуальная школа компьютерных технологий

Кафедра "Вычислительная техника" МЭИ


Семинар "Перспективы информационных технологий"

Архив Семинара

Аннотация и тезисы выступления


Дистанционное обучение - состояние и перспективы 

Сазанов В.М.

Аннотация и Ключевые слова

Данное выступление  посвящено одному из аспектов применения информационных технологий в образовательном процессе – а именно дистанционным обучающим технологиям или дистанционному обучению. Цель – дать представление о месте дистанционного обучения с точки зрения модернизации системы образования,  как в России, так и в мире. Рассматриваются структуры и технологии систем дистанционного обучения, приводится обзор инструментов для их создания, наполнения и управления. Предлагается стратегия модернизации и план разработки программного инструмента для дистанционного обучения с открытым исходным кодом, как ключевого элемента.

       Компьютер, информационные технологии, Интернет. Образование, дистанционное обучение,  методы и формы, организация и технология обучения, системы и инструменты ДО, контент.  Игроки рынка,  бизнес-модели открытого образования. Тенденции развития ДО.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Введение

Надменный как юноша лирик… <Н. Гумилев>

Тема - Цель – Назначение

Данная лекция посвящена одному из аспектов применения информационных технологий в образовательном процессе – а именно дистанционным обучающим технологиям или дистанционному обучению. Цель лекции – дать представление о месте дистанционного обучения с точки зрения модернизации системы образования,  как в мире, так и в России. Дается обзор инструментов дистанционного обучения. Предлагается стратегия модернизации и план разработки программного инструмента для дистанционного обучения с открытым исходным кодом, как ключевого элемента.

 Дистанционное обучение рассматривается в рамках тенденций развития образовательной парадигмы, более подробно раскрытых в {5} М.А. Гуриевым, а именно интернационализации и коммерциализации образования, виртуализации образования и модульного подхода к образовательному контенту, укрепления английского языка как транспортной лингвистической основы, переосмысления университетской и школьной парадигмы.

Из всего спектра Интернет-технологий, применимых в сфере образования,  в данной лекции рассматриваются только дистанционные образовательные технологии. В стороне остались транспортная и мультимедийная функции ИТ,  перспективы для образования конвергенции транспортной и мультимедийной функций, сетевая мультипликация новых знаний, диверсификация автоматизированного рабочего и учебного места, диверсификация носителей ЭУП, возможностей тиражирования и локального доступа к образовательному контенту,  развитие инструментария обработки мультимедийной информации {5}.

Что такое дистанционное обучение?

Дистанционное обучение – перспективная технология, часть процесса образования как системы.

Суть обучения есть общение. В идеале – Наставник с больший буквы передает свой опыт подрастающему Недорослю. Хотя, если пофантазировать, и следовать шутливому высказыванию В.Н. Никитина: «Если мы научили компьютер играть в шахматы лучше человека, то почему  мы не можем его научить компьютер и лучше человека и обучать?», то вполне можно представить лет через 20-30 ситуацию, аналогичную представленной Станиславом Лемом, в рассказе «Дознание»[1]. (См. заключение.)

В процессе развития обучения происходило отчуждение знаний от Учителя. Первое произошло в результате развития книгопечатания. Подчеркивая историческую аналогию в отчуждении учебной информации от учителя, переносе ее на носитель в виде книги, что привело к появлению специальной теории применения книги в обучении. Аналогично, можно ожидать и появления теории электронного обучения.

Возвращаясь к определениям, следует упомянуть определения понятия «образование», данное в Федеральном законе «Об образовании»: «Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленного государством образовательного уровня (образовательного ценза)». (цитировано по {3})

В Концепции создания и развития дистанционного обучения в РФ приводится следующее определение. «Дистанционное образование - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). (см. {2}).   

Дистанционное обучение является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.

Формы, методы, преимущества и ограничения

Известный метод дистанционного обучения -  заочное обучение.  Среди других методов и форм дистанционного обучения  - корреспондентский метод и телевизионное обучение.

Наиболее перспективным на настоящий момент является, безусловно, интернет-обучение.

Самообучение. Глубоко мотивированный читатель, скорее всего не нуждается в каких либо системах обучения. По образному выражению Эндрю Сэндлера, руководителя направлений разработки обучающих программ IBM, «лучшая система обучения, которую я знаю, это Google, если рассматривать обучение не как просиживание штанов в классной комнате, а как получение ответов на вопросы»!

Вторая схема организации ДО – классическая, когда преподаватель ведет занятия со своего рабочего места на основе качественной обучающей системы, организует обратную связь, проводит консультации, и т.д.

Третья схема – смешанное обучение. Обучаемые входят в суть предмета, находясь на своих местах, а затем посещают учебный центр для очных занятий, прохождения тестов, сертификации, получения документов о достижении квалификации. 

Организация  и технология обучения 

Как пример организации  и технологии обучения приводим схему, примененную в Открытом университете Бизнеса и технологий (www.e-university.ru).

1.       Обучение в Открытом университете организуется через Интернет-сайт по технологии Web-СD, а именно:

o        все учебные текстовые материалы курса размещены на сервере Открытого университета;

o        все медиаобъекты курса (локальный медиакаталог) записаны на компакт диск, который высылается почтой;

o        локальный медиакаталог устанавливается на машине слушателя (инструкция по установке также записана на CD);

o        дистанционное обучение проводится с использованием системы дистанционного обучения и осуществляется только через сайт Открытого университета, при этом автоматически все «тяжелые» медиаобъекты грузятся с локальной машины слушателя, экономя трафик и время.

2.       Обучение на курсе происходит в индивидуальном темпе. При этом предоставляется график прохождения текущих тем курса, с помощью которого задается рекомендуемый темп обучения, с целью равномерного распределения учебной нагрузки.

3.       Каждый курс  ведет преподаватель, который проверяет и рецензирует тематические контрольные задания, консультирует слушателей при необходимости, корректирует процесс обучения, оценивает итоговую работу по курсу обучения и аттестует слушателей.

4.       В ходе обучения обеспечена возможность общения слушателей в Форуме для обсуждения учебного материала данного курса.

5.       У каждого курса есть куратор, с которым слушатель в любое время может связаться по электронной почте и решить все возникшие проблемы.

6.       При успешном окончании, по результатам обучения на курсе выдается Удостоверение о повышении квалификации и прохождении программы дополнительного профессионального образования.

Технология обучения

Дистанционное обучение в Открытом университете Бизнеса и технологий опирается на  технологию «гибридного Интернета», что позволяет сочетать текстовый материал и мультимедиа объекты, а именно, графические и фото изображения,  анимационные материалы,   аудио, видео и медиа примеры.

 

Особенность данной технологии заключается в том, что работа с учебными текстами, тестовыми заданиями и общение с преподавателями ведется по каналам сети Интернет, а вся мультимедийная информация находится у слушателя на компакт-диске. Это позволяет работать с курсом при любом качестве соединения с Интернет и при различных ограничениях на трафик. Для функционирования клиентской части системы необходим только компьютер, подключенный к сети Интернет. Требуемое программное обеспечение – стандартные средства Windows (Internet Explorer и MediaPlayer).

Схема Системы дистанционного обучения


Система дистанционного обучения

Основными субъектами системы являются:

·   Слушатели. Частные лица и сотрудники компаний, которые самостоятельно записываются на изучение курсов, выбирают тип обучения, изучают курс и получают сертификат об окончании курса.

·   Авторы и Преподаватели. Ведущие специалисты в своей отрасли знаний проводят онлайн занятия и консультации, проверяют контрольные задания, оценивают работу слушателей.

·   Куратор. Сотрудник, отвечающий за планирование обучения: составление расписания курса, зачисление слушателей в группы, контроль процесса обучения.

·   Администратор. IT-специалист, обеспечивающий функционирование системы в целом.

  Процесс обучения организуется при помощи следующих основных инструментов Системы Дистанционного обучения:

·   Консультация преподавателя создана по образцу доски объявлений, разбита по темам курса. Предоставляет незаменимую возможность в любое время задать свой вопрос и получить ответ от преподавателя.

·   Онлайн семинар проводится преподавателем, обладающим широким кругом административных возможностей для управления ходом беседы. Служит для проверки знаний слушателей по изученному материалу в режиме реального времени.

·   Контрольные задания выполняются слушателями на основе задач, поставленных преподавателем. После проверки преподавателем выставляется оценка. Являются основным механизмом контроля знаний в Открытом университете Бизнеса и технологий.

·   Форум предоставляет слушателям возможность общения как друг с другом, так и с преподавателем. Простота и удобство использования делают его идеальным средством обсуждения особенно интересных тем, затронутых в курсе.


Терминология

Далее на основе {} и {} приводятся некоторые термины и определения, принятые как в международной практике, так и отечественной литературе и Интернет источниках.

 В Западной литературе используются следующие термины:
CBT (Computer-based Training) - компьютерное обучение
CBT - использование компьютеров в интерактивном обучении и тестировании. Программы компьютерного обучения называются courseware и создаются с помощью специальных программных продуктов. Примером CBT являются: программа обучения английскому языку, встроенное обучение по системе Windows, компьютерная система подготовки к экзамену ГАИ.

E-learning (Electronic Learning) - электронное обучение (или Интернет обучение)
E-learning - предоставление доступа к компьютерным учебным программам (coursware) через сеть Интернет или корпоративные Интранет сети. Синонимом E-learning является термин WBT (Web-based Training) - обучение через вэб.

Для описание программных продуктов с помощью которых создаются системы дистанционного обучения используются следующие термины:
LMS (Learning Management System) - система управления обучением
СДО (Система Дистанционного Обучения) - российский аналог термина LMS (может употребляться в более широко смысле - как аппаратно-программный и связанный с ним организационный комплекс по предоставлению услуг по дистанционному обучению)
Learning Portal (E-learning Portal) - учебный портал (корпоративный или публичный вэб-сайт). Корпоративный сайт, предоставляющий доступ к возможностям корпоративного обучения, в том числе и через LMS. Возможно открытый для широкой публики сайт, предоставляющий доступ к учебным программам.

Открытое образование – гибкая система получения образования, доступная любому желающему, без анализа его образовательного ценза и регламентации периодичности и длительности изучения отдельного курса, программы, развивающаяся на основе формализации знаний, их передачи и контроля с использованием информационных и педагогических технологий дистанционного обучения.

Информационно-образовательная среда (ИОС) – программно-телекоммуникационное и педагогическое пространство с едиными технологическими средствами ведения учебного процесса, его информационной поддержкой и документированием в среде Интернет любому числу учебных заведений, независимо от их профессиональной специализации (уровня предлагаемого образования), организационно-правовой формы и формы собственности.

 Дистанционное обучение (ДО) – совокупность информационных и педагогических технологий целенаправленно организованного процесса синхронного и асинхронного интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантного к их расположению в пространстве и согласованного во времени.

 ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. (Федеральный образовательный портал  «Российское образование» – www.edu.ru)

 ============================================================================================

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В основной части выступления рассматриваются следующие вопросы:

Интернет и дистанционное образование. Интернет в цифрах и фактах. Мировая аудитория Интернет.. Аудитория Интернета в России

А в России тем временем.. Государственные интересы.. Система федеральных образовательных порталов. Структура Информационной Образовательной Среды Открытого Образования. Место средних учебных заведений. Корпоративный сектор  - положение дел. Игроки рынка. Бизнес-модели открытого образования.

Технологии и инструменты дистанционного обучения. Основы технологий ДО.. Архитектура ДО.. Средство формирования авторских курсов Macromedia Authorware 7

Модернизация образования. Основные направления формирования перспективной системы образования. ИТ-образование: развитие «де факто» и по факту. «Электронная Россия»: путь длиной в 9 лет.. Направления развития системы образовательных порталов. Экономические аспекты

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перспективы развития дистанционных технологий

… Странного зверя, которого нет,
Он – золотой, шестикрылый, молчащий. 
<Н.Гумилев>

 Стратегические направления развития дистанционного обучения мне видятся так.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

 ДИСТАНЦИОННОЕ

ОБУЧЕНИЕ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ

1. Развитие методики, методов и средств электронного обучения

1. Психологическая обратная связь с обучаемым посредством датчиков состояния (пульсовых, голосовых, кинестатических)

2.

2. Разбиение обучаемых на классы «Отличников», «Хорошистов», «Не очень озабоченных учебой»

 

 

ОТКРЫТОСТЬ

 

 

1. Разработка  инструментов ДО  с открытым исходным кодом.

 

 

2. Появление Ассоциаций открытого обучения, объединяющих Носителей Знаний, Учеников Носителей Знаний, Обучаемых.

 

 

3. Создание Центров Компентенции Знаний для подтверждения образовательного ценза Государственными сертификатами.

 

 

 --------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Литература

  1. И. Скальский. Корпоративный e-Learning: сначала офлайн, затем онлайн.
    ElearningWorld,  март-апрель 2004, с.29-33.
  2. Н.В. Никитин. Дистанционное обучение в корпорациях: возможности и решения.
    Тезисы докладов конференции «Информационные технологии в образовании» 30 сентября – 1 октября 2004 г. М.: Всероссийский выставочный центр, павильон № 69, с.30-33.
  3. В.И. Береговой, А.Д. Иванников, А.Н. Тихонов. Стратегия создания и развития сети образовательных порталов. 

В сборнике:  Интернет-порталы: содержание и технологии. Сб. науч. ст. Вып.1 /  Редкол.: А.Н. Тихонов (пред.)  и др.; ГНИИ ИТТ «Информика». – М.: Просвещение, 2003. – 720 с. ил.

  1. Концепция Российского портала открытого образования. На сайте Российского Государственного института открытого образования. www.openet.ru
  2. М.А. Гуриев.  Вопросы выбора стратегии создания системы образовательных порталов.
    Интернет-порталы: содержание и технологии. Сб. науч. ст. Вып.1 /  Редкол.: А.Н. Тихонов (пред.)  и др.; ГНИИ ИТТ «Информика». – М.: Просвещение, 2003. – 720 с. ил.
  3. ИТ и образование в России и СНГ \ Обзор Cnews. http://cnews.ru/edu2004/
  4. Федеральный образовательный портал  «Российское образование» – http://www.edu.ru/
  5. И. Кузнецов. Macromedia Autorware 7. Itnews \ Новости информационных технологий. №17 (18), 14 сентября 2004 года. Стр.36.
  6. В. Жуков. Бесплатный сыр бывает. ElearningWorld,  март-апрель 2004, с.42-51.
  7. Образовательные интернет-ресурсы / А.Ю. Афонин, В.Н. Бабешко, М.В. Будакина и др. Под ред. А.Н. Тихонова и др. ГНИИ ИТТ «Информика». – М.: Просвещение. 2004. – 287 с.: ил.
  8.  

  ===============================================================


[1] С. Лем  «Дознание».  Рассказы пилота Пиркса. Т.1  М.:  МП фирма «Ф.Грег», 1992. –351 с.

==================================================================

Сазанов В.М.,  руководитель "Научно-технической лаборатории СВМ",
автор проекта "Виртуальная школа компьютерных технологий",  Подробнее  >>


Виртуальный 
компьютерный музей

О музее  | Совет Музея


  Виртуальная школа
компьютерных технологий

БАЗОВЫЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ&ШКОЛА РАЗРАБОТЧИКА

 

Кафедра "Вычислительная техника" МЭИ

О кафедре \ Официальная информация

Сайт управляется системой uCoz