|
Виртуальный компьютерный музей Виртуальная школа компьютерных технологий Кафедра "Вычислительная техника" МЭИ |
|
|
---|---|---|---|
Семинар "Перспективы информационных технологий" |
Сазанов В.М.
Данное выступление посвящено одному из аспектов применения информационных технологий в образовательном процессе – а именно дистанционным обучающим технологиям или дистанционному обучению. Цель – дать представление о месте дистанционного обучения с точки зрения модернизации системы образования, как в России, так и в мире. Рассматриваются структуры и технологии систем дистанционного обучения, приводится обзор инструментов для их создания, наполнения и управления. Предлагается стратегия модернизации и план разработки программного инструмента для дистанционного обучения с открытым исходным кодом, как ключевого элемента.
Компьютер, информационные технологии, Интернет. Образование, дистанционное обучение, методы и формы, организация и технология обучения, системы и инструменты ДО, контент. Игроки рынка, бизнес-модели открытого образования. Тенденции развития ДО.
Надменный как юноша лирик… <Н. Гумилев>
Данная лекция посвящена одному из аспектов применения информационных технологий в образовательном процессе – а именно дистанционным обучающим технологиям или дистанционному обучению. Цель лекции – дать представление о месте дистанционного обучения с точки зрения модернизации системы образования, как в мире, так и в России. Дается обзор инструментов дистанционного обучения. Предлагается стратегия модернизации и план разработки программного инструмента для дистанционного обучения с открытым исходным кодом, как ключевого элемента.
Дистанционное обучение рассматривается в рамках тенденций развития образовательной парадигмы, более подробно раскрытых в {5} М.А. Гуриевым, а именно интернационализации и коммерциализации образования, виртуализации образования и модульного подхода к образовательному контенту, укрепления английского языка как транспортной лингвистической основы, переосмысления университетской и школьной парадигмы.
Из всего спектра Интернет-технологий, применимых в сфере образования, в данной лекции рассматриваются только дистанционные образовательные технологии. В стороне остались транспортная и мультимедийная функции ИТ, перспективы для образования конвергенции транспортной и мультимедийной функций, сетевая мультипликация новых знаний, диверсификация автоматизированного рабочего и учебного места, диверсификация носителей ЭУП, возможностей тиражирования и локального доступа к образовательному контенту, развитие инструментария обработки мультимедийной информации {5}.
Дистанционное обучение – перспективная технология, часть процесса образования как системы.
Суть обучения есть общение. В идеале – Наставник с больший буквы передает свой опыт подрастающему Недорослю. Хотя, если пофантазировать, и следовать шутливому высказыванию В.Н. Никитина: «Если мы научили компьютер играть в шахматы лучше человека, то почему мы не можем его научить компьютер и лучше человека и обучать?», то вполне можно представить лет через 20-30 ситуацию, аналогичную представленной Станиславом Лемом, в рассказе «Дознание»[1]. (См. заключение.)
В процессе развития обучения происходило отчуждение знаний от Учителя. Первое произошло в результате развития книгопечатания. Подчеркивая историческую аналогию в отчуждении учебной информации от учителя, переносе ее на носитель в виде книги, что привело к появлению специальной теории применения книги в обучении. Аналогично, можно ожидать и появления теории электронного обучения.
Возвращаясь к определениям, следует упомянуть определения понятия «образование», данное в Федеральном законе «Об образовании»: «Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленного государством образовательного уровня (образовательного ценза)». (цитировано по {3})
В Концепции создания и развития дистанционного обучения в РФ приводится следующее определение. «Дистанционное образование - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). (см. {2}).
Дистанционное обучение является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.
Известный метод дистанционного обучения - заочное обучение. Среди других методов и форм дистанционного обучения - корреспондентский метод и телевизионное обучение.
Наиболее перспективным на настоящий момент является, безусловно, интернет-обучение.
Самообучение. Глубоко мотивированный читатель, скорее всего не нуждается в каких либо системах обучения. По образному выражению Эндрю Сэндлера, руководителя направлений разработки обучающих программ IBM, «лучшая система обучения, которую я знаю, это Google, если рассматривать обучение не как просиживание штанов в классной комнате, а как получение ответов на вопросы»!
Вторая схема организации ДО – классическая, когда преподаватель ведет занятия со своего рабочего места на основе качественной обучающей системы, организует обратную связь, проводит консультации, и т.д.
Третья схема – смешанное обучение. Обучаемые входят в суть предмета, находясь на своих местах, а затем посещают учебный центр для очных занятий, прохождения тестов, сертификации, получения документов о достижении квалификации.
Как пример организации и технологии обучения приводим схему, примененную в Открытом университете Бизнеса и технологий (www.e-university.ru).
1.
Обучение
в Открытом университете организуется через
Интернет-сайт по технологии Web-СD, а именно:
o
все
учебные текстовые материалы курса
размещены на сервере Открытого
университета;
o
все
медиаобъекты курса (локальный медиакаталог)
записаны на компакт диск, который
высылается почтой;
o
локальный
медиакаталог устанавливается на машине
слушателя (инструкция по установке также
записана на CD);
o дистанционное обучение проводится с использованием системы дистанционного обучения и осуществляется только через сайт Открытого университета, при этом автоматически все «тяжелые» медиаобъекты грузятся с локальной машины слушателя, экономя трафик и время.
2.
Обучение
на курсе происходит в индивидуальном темпе.
При этом предоставляется график
прохождения текущих тем курса, с помощью
которого задается рекомендуемый темп
обучения, с целью равномерного
распределения учебной нагрузки.
3.
Каждый
курс ведет
преподаватель, который проверяет и
рецензирует тематические контрольные
задания, консультирует слушателей при
необходимости, корректирует процесс
обучения, оценивает итоговую работу по
курсу обучения и аттестует слушателей.
4.
В ходе
обучения обеспечена возможность общения
слушателей в Форуме для обсуждения
учебного материала данного курса.
5.
У каждого
курса есть куратор, с которым слушатель в
любое время может связаться по электронной
почте и решить все возникшие проблемы.
6.
При
успешном окончании, по результатам
обучения на курсе выдается Удостоверение о
повышении квалификации и прохождении
программы дополнительного
профессионального образования.
Дистанционное обучение в Открытом университете Бизнеса и технологий опирается на технологию «гибридного Интернета», что позволяет сочетать текстовый материал и мультимедиа объекты, а именно, графические и фото изображения, анимационные материалы, аудио, видео и медиа примеры.
Особенность данной технологии заключается в том, что работа с учебными текстами, тестовыми заданиями и общение с преподавателями ведется по каналам сети Интернет, а вся мультимедийная информация находится у слушателя на компакт-диске. Это позволяет работать с курсом при любом качестве соединения с Интернет и при различных ограничениях на трафик. Для функционирования клиентской части системы необходим только компьютер, подключенный к сети Интернет. Требуемое программное обеспечение – стандартные средства Windows (Internet Explorer и MediaPlayer).
Схема
Системы дистанционного обучения
Основными субъектами системы являются:
·
Слушатели.
Частные лица и сотрудники компаний, которые
самостоятельно записываются на изучение
курсов, выбирают тип обучения, изучают курс
и получают сертификат об окончании курса.
·
Авторы
и Преподаватели.
Ведущие специалисты в своей отрасли знаний
проводят онлайн занятия и консультации,
проверяют контрольные задания, оценивают
работу слушателей.
·
Куратор.
Сотрудник, отвечающий за планирование
обучения: составление расписания курса,
зачисление слушателей в группы, контроль
процесса обучения.
·
Администратор.
IT-специалист, обеспечивающий
функционирование системы в целом.
·
Консультация
преподавателя
создана по образцу доски объявлений,
разбита по темам курса. Предоставляет
незаменимую возможность в любое время
задать свой вопрос и получить ответ от
преподавателя.
·
Онлайн
семинар
проводится преподавателем, обладающим
широким кругом административных
возможностей для управления ходом беседы.
Служит для проверки знаний слушателей по
изученному материалу в режиме реального
времени.
·
Контрольные
задания
выполняются слушателями на основе задач,
поставленных преподавателем. После
проверки преподавателем выставляется
оценка. Являются основным механизмом
контроля знаний в Открытом университете
Бизнеса и технологий.
·
Форум
предоставляет слушателям возможность
общения как друг с другом, так и с
преподавателем. Простота и удобство
использования делают его идеальным
средством обсуждения особенно интересных
тем, затронутых в курсе.
Далее на основе {} и {} приводятся некоторые термины и определения, принятые как в международной практике, так и отечественной литературе и Интернет источниках.
В
Западной литературе используются
следующие термины:
CBT
(Computer-based Training) - компьютерное обучение
CBT - использование компьютеров в
интерактивном обучении и тестировании.
Программы компьютерного обучения
называются courseware и создаются с помощью
специальных программных продуктов.
Примером CBT являются: программа обучения
английскому языку, встроенное обучение по
системе Windows, компьютерная система
подготовки к экзамену ГАИ.
E-learning
(Electronic Learning) - электронное обучение (или
Интернет обучение)
E-learning - предоставление доступа к
компьютерным учебным программам (coursware)
через сеть Интернет или корпоративные
Интранет сети. Синонимом E-learning является
термин WBT (Web-based Training) - обучение через вэб.
Для описание программных продуктов с
помощью которых создаются системы
дистанционного обучения используются
следующие термины:
LMS
(Learning Management System) - система управления
обучением
СДО
(Система Дистанционного Обучения) -
российский аналог термина LMS (может
употребляться в более широко смысле - как
аппаратно-программный и связанный с ним
организационный комплекс по
предоставлению услуг по дистанционному
обучению)
Learning
Portal (E-learning Portal) - учебный портал (корпоративный
или публичный вэб-сайт). Корпоративный сайт,
предоставляющий доступ к возможностям
корпоративного обучения, в том числе и
через LMS. Возможно открытый для широкой
публики сайт, предоставляющий доступ к
учебным программам.
Информационно-образовательная
среда (ИОС) – программно-телекоммуникационное
и педагогическое пространство с едиными
технологическими средствами ведения
учебного процесса, его информационной
поддержкой и документированием в среде
Интернет любому числу учебных заведений,
независимо от их профессиональной
специализации (уровня предлагаемого
образования), организационно-правовой
формы и формы собственности.
Дистанционное обучение (ДО) – совокупность информационных и педагогических технологий целенаправленно организованного процесса синхронного и асинхронного интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантного к их расположению в пространстве и согласованного во времени.
ДИСТАНЦИОННОЕ
ОБУЧЕНИЕ - способ организации процесса
обучения, основанный на использовании
современных информационных и
телекоммуникационных технологий,
позволяющих осуществлять обучение на
расстоянии без непосредственного контакта
между преподавателем и учащимся. (Федеральный
образовательный портал
«Российское образование» – www.edu.ru)
============================================================================================
В основной части выступления рассматриваются следующие вопросы:
Интернет и дистанционное образование Интернет в цифрах и фактах Мировая аудитория Интернет Аудитория Интернета в России
А в России тем временем Государственные интересы Система федеральных образовательных порталов Структура Информационной Образовательной Среды Открытого Образования Место средних учебных заведений Корпоративный сектор - положение дел Игроки рынка Бизнес-модели открытого образования
Технологии и инструменты дистанционного обучения Основы технологий ДО Архитектура ДО Средство формирования авторских курсов Macromedia Authorware 7
Модернизация образования Основные направления формирования перспективной системы образования ИТ-образование: развитие «де факто» и по факту «Электронная Россия»: путь длиной в 9 лет Направления развития системы образовательных порталов Экономические аспекты
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
… Странного зверя, которого нет,
Он – золотой, шестикрылый, молчащий. <Н.Гумилев>
Стратегические направления развития дистанционного обучения мне видятся так.
ОРГАНИЗАЦИЯ |
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ |
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ |
|
1. Развитие методики, методов и средств электронного обучения |
1. Психологическая обратная связь с обучаемым посредством датчиков состояния (пульсовых, голосовых, кинестатических) |
||
2. |
2. Разбиение обучаемых на классы «Отличников», «Хорошистов», «Не очень озабоченных учебой» |
||
|
|
||
ОТКРЫТОСТЬ |
|
|
|
1. Разработка инструментов ДО с открытым исходным кодом. |
|
|
|
2. Появление Ассоциаций открытого обучения, объединяющих Носителей Знаний, Учеников Носителей Знаний, Обучаемых. |
|
|
|
3. Создание Центров Компентенции Знаний для подтверждения образовательного ценза Государственными сертификатами. |
|
|
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В
сборнике: Интернет-порталы:
содержание и технологии. Сб. науч. ст. Вып.1 /
Редкол.: А.Н. Тихонов (пред.)
и др.; ГНИИ ИТТ «Информика». – М.:
Просвещение, 2003. – 720 с. ил.
[1] С. Лем «Дознание». Рассказы пилота Пиркса. Т.1 М.: МП фирма «Ф.Грег», 1992. –351 с.
Сазанов В.М., руководитель
"Научно-технической лаборатории СВМ",
автор проекта "Виртуальная школа
компьютерных технологий", Подробнее >>
Виртуальная
школа |
БАЗОВЫЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | |
|
О кафедре \ Официальная информация |