Виртуальная  школа  компьютерных  технологий

КАк  СТАТЬ  СЕТЯНИНОМ!  \  Учебный  курс 

Оглавление

Введение

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Занятие 5

Занятие 6

Контроль

Заключение

Глоссарий

Стадия
 разработки! 

Или "Никогда не делайте ничего правильно с первого раза, 
иначе никто потом не оценит, как это было сложно"
.

Введение

Постановка  задачи | Технология  дистанционного  обучения | Место системы

Цель Учебного  курса

Кому предназначено \ Постановка задачи

Информация о курсе

Обеспечить присутствие в сети, научиться  создавать  Интернет-ресурсы на примере  дистанционного курса "Как стать "Сетянином".

Курс позиционируется как простое открытое типовое решение для Учеников и Учителей, Носителей Знаний, не интегрированных в корпоративные и университетские системы обучения.

Автор: Сазанов
 Владимир Михайлович, к.т.н.

 УченикуИнтернет-ресурс
 как инструмент дистанционного обучения 
на основе проектной модели.

Учителю - Носителю Знаний, располагающему учебным материалом, оформленным в виде курса лекций – с точки зрения построения дистанционного курса - текст с картинками.

Стоит задача преобразования учебного материала  в Интернет-ресурс, позволяющий осваивать знания и навыки самостоятельно, используя технологии дистанционного обучения. 

Курс состоит из введения в теорию и практику дистанционного обучения, 6 занятий, некоторые из которых содержат вопросы для проверки знаний, заключения, тестовой подсистемы и глоссария.

Занятия 1-4 - когнитивное ядро Знаний - в виде Web-документа в HTML кодировке с помощью редактора Microsoft Front Page.

Занятие 5 - активности усвоения Знаний - контрольные вопросы, тесты.

Административная компонента учебного курса - регистрация и оценка знаний - 
в процессе разработки!

Ученик должен обладать навыками работы в рамках "Компьютер - Базовый Курс"  |  В конце занятия предлагается  проверочный  тест! >>


Технология  дистанционного  обучения

Оглавление Курса

Введение

Зан-1.  Глобальная компьютерная сеть Интернет.  Возможности и опасности.  Адресация, протоколы, доступ.  Структура Web-страницы и сайта. 

Зан-2.  Языки разметки текста, форматы и редакторы.  Меню программы MS Front Page. Типовые методы и решения пакета.  Алгоритм создания сайта.

Зан-3. Форматирование текста и размещение графики.  Гиперссылки и навигация на Web-страницах. Компоновка элементов страницы с помощью таблицы. Списки и формы.

Зан-4.  Публикация Web-сайта на НАРОД.РУ.  Яndex –Мастерская.  Счетчики посещаемости. Форум. Гостевая. Опросы. Индексация  в поисковых системах. Ключевые слова и метаописание. Оптимизация  и  раскрутка сайта.

Зан-5. Динамические сценарии,  языки скриптов  и серверные технологии. 

Зан-6Разработка Web-проектов  на основе систем управления контентом.

Умному - достаточно!

Чтобы осмысленно построить курс, рассмотрим технологии дистанционного обучения.

Дистанционное обучение - модная прогрессивная технология, имеющая право на жизнь, дающая педагогические и экономические преимущества при грамотном применении.

Известный метод дистанционного обучения -  заочное обучение, которое существует более 100 лет и при достаточной мотивации обучаемого позволяет говорить о самостоятельном обучении по широкому кругу дисциплин.

К дистанционному обучению относятся,  кроме заочного,  кейс-технологии,  радио и телевидение, сетевые технологии.

Кейс-технология – это  комплектование учебно-методических материалов поддержки обучения в специальный набор – кейс. Общение с преподавателями-консультантами при кейс-технологии осуществляется в региональных учебных центрах. Эксперименты по доставке учебного материала с помощью радиотелевидения и магнитофонов как носителей больших объемов информации проводились с 40 годов прошлого века. Расширение возможностей общения Учитель-Ученик за рамки очных сессий заочного обучения, переход к непрерывному процессу самообразования,  позволяет говорить о качественном переходе от обучения к образованию.

К сетевым технологиям относятся Интернет-технологии и технологии обучения на основе локальных и глобальных вычислительных сетей. В Интернет-технологии сеть используется для обеспечения учебно-методическими материалами, а также для интерактивного общения Ученик-Учитель. Данная технология по сравнению с сохранившими свою актуальность и право на существование кейс- и TV-технологиями,  обладает рядом существенных преимуществ.

Во-первых, Интернет-технология позволяет проводить занятия по индивидуальному расписанию, сохраняет контакт с преподавателем, так как на мой взгляд – переход от необученного состояния к состоянию обладания новым Знанием  – чисто человеческое психологическое явление – некоторое таинство.

Следующий человеческий аспект, явно влияющий на результативность  обучения  – «коллективное» поведение обучаемого, возможность формирования в целях эффективного обучения некоторого электронного кампуса или электронного университета.

Наиболее демократичным и перспективным на настоящий момент является, безусловно, Интернет-обучение.

Первая схема организации дистанционного обучения - самообучение. Глубоко мотивированный читатель, скорее всего не нуждается в каких либо системах обучения. По образному выражению Эндрю Сэндлера, руководителя направлений разработки обучающих программ IBM, «лучшая система обучения, которую я знаю, это Google, если рассматривать обучение не как просиживание штанов в классной комнате, а как получение ответов на вопросы»!

Классическая схема организации ДО – это когда преподаватель, на основе обучающей системы, ведет занятия со своего рабочего места, организует обратную связь, проводит консультации, тестирование и т.д.

Третья схема – смешанное обучение. Обучаемые входят в суть предмета, находясь на своих местах, а затем посещают учебный центр для очных занятий, прохождения тестов, сертификации, получения документов о достижении квалификации. 

Такая схема представляется наиболее эффективной!

Модель процесса обучения

Осмысленная разработка дистанционного курса предполагает наличие схемы-модели обучения.

Простейшая модель обучения, с которой, если верит учебникам педагогики, педагогика и начиналась - это  Учитель-Философ - Ученик. Расширение за рамки отношений "один к одному ", превращение обучения в массовый процесс, отрыв Знания от его Носителя и появление Учителя-Посредника, привело к необходимости управления процессом - появлению учебной бюрократии, а также и к необходимости подготовки Учителя и принуждения Учеников - не все хотят учиться и воспринимать Учение и Учителя - и формированию методики передачи Знаний. 

Рассматривая  дистанционное обучение, можно предложить несколько схем-моделей, отражающих явление с различных сторон.

Приводимая ниже схема {13} рассматривает организацию дистанционного обучения в отношениях 3 компонент: Обучающегося,  Интернет-среды и учебного Web-сайта.

Обобщенная схема организации дистанционного обучения.

Web-сайт

Интернет-среда

Обучающийся

Информационные ресурсы

Учебный материал

Библиотека ресурсов

Тест

Обновление
информации

 

Средства
общения

 

Тестирование

Ученик
(Студент)

Преподаватели

Тьюторы и Консультанты

Управление

Администратор и Куратор

Носитель с основным учебным материалом

(CD –ROM)

Создание и  сопровождение

Авторы и Разработчики

Методисты и Консультанты 

 

В сфере отношений сущностей Ученик – Учитель – Контент (содержание обучения) дистанционное обучение рассматривалось в книге "Теория и практика дистанционного обучения" коллектива авторов из университета г. Атабаска (Канада) см.{9}

 

Figure 2-4. A model of online learning showing types of interaction.

 

      Предложенная модель отражает 2 человеческих фактора: Ученика и Учителя и их взаимодействие друг с другом и содержанием обучения. Ученик, конечно, может и сам взаимодействовать с контентом, и находить его в среде Интернет в различных видах и форматах, однако многие предпочитают последовательное обучение, направляемое и оцениваемое Учителем.

Место предлагаемой системы

Литература

1. Левин  А. Самоучитель работы на компьютере. М.: Нолидж.

2.  Сазанов В.М., Фомина М.В.  «Компьютер – Базовый Курс», Учебное пособие. М.: «Виртуальная школа компьютерных технологий» - 2004.

3.  Основы Web-технологий. П.Б. Храмцов и др. - М.: "Интернет-Университет Информационных технологий . 2001- 512 с.

4. Агапонов С.В. и др. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий. СПб.: БХВ-Петербург. 2003. - 336 с.

5. Угринович Н. Информатика и информационные технологии. Уч. пос. для 10-11 кл. Углубленный курс. М.: Лаборатория Базовых Знаний. - 440 с.

6. М.В. Булгаков, В.П. Носов "Создание образовательных интернет-порталов с использованием системы управления динамическим сайтом iPHPPortal.  В сб. "Интернет-порталы.  Содержание и технологии".  Вып 2.  М.:  Просвещение, 2004 - 499 с.

7. Сайт "Виртуальной школы компьютерных технологий"

8. Сайт компании  "Hyper Method" - www.learnware

9. Theory and Practice of Online Learning <Athabasca University>

10. Сайт компании Naumen - www.naumen.ru 


Программный  инструментарий 

В учебной работе используются следующие платные, условно-бесплатные и демонстрационные программные средства:

- редактор страниц Front Page  для создания, редактирования, форматирования страниц создаваемого Интернет-ресурса;

- менеджер файлов FAR, позволяющий осуществлять загрузку страниц в привычном режиме Norton Commander"а;

- средства поисковой системы Яndex, предоставляющий возможность бесплатного размещения проекта.


Также полезны большинство программ из пакета MS Office.

Наивно было бы предполагать, что за 20 с лишним лет существования персонального компьютера и десяток лет активного существования Сети не предлагались достойные Вашего внимания, Дорогой читатель, системы дистанционного  обучения. Я бы ославил своих Учителей и родные кафедры! 

Начнем, как и полагается с классификации. По весу - системы бывают:  "большие" (но по 10),  "средние" - "вечером деньги - утром стулья" и, наконец, - "маленькие" - сейчас и по 3.  По назначению: общегалактические и федерального масштаба,  для высшего и общего образования,  корпоративные и частные. За примерами - далеко ходить не надо.

1. Берем - "на счет "Раз".   iPHPPortal    М.В. Булгаков, В.П. Носов "Создание образовательных интернет-порталов с использованием системы управления динамическим сайтом iPHPPortal. "Интернет-порталы.  Содержание и технологии". Сборник научных статей. Вып 2. М. Просвещение, 2004 - 499 с.

2. На счет "Два". Создание дистанционного курса с помощью Distance Learning Studio компании Hypermethod.

3. "Делай - 3". Маленькая и сейчас!  Это конечно: "Как стать Сетянином?" \ Web-CD типовое решение. 

Системы портального уровня

iPHPPortal 

ГНИИ ИТТ
 "Информика"

Свободно распространяемая модульная система для создания федеральных  общеобразовательных порталов  и  сайтов образовательных учреждений. Дистрибутивный набор (оболочка)  
скриптов и утилит
PHP - 
технология 
 www.edu.ru 
Корпоративный уровень

eLearning 
Server

 

Компания 
 "Hyper Method" - www.learnware

 Создаваемые с помощью eLearning Server учебные центры обеспечивают весь цикл дистанционного обучения, включая:

  • регистрацию учебных курсов, слушателей и преподавателей, ведение их личных дел

  • публикацию учебных материалов в различной форме, создание и публикацию упражнений и тестов

  • учет успеваемости, как для преподавателя, так и для учащихся в электронной ведомости успеваемости и в электронной зачетке соответственно

  • формирование и ведение синхронизованного по времени между участниками учебного процесса расписания

  • другие необходимые, как администраторские, так и пользовательские сервисы и свойства

Закрытое  
решение 
Технология  Web-CD
СДО
 "Прометей"
      www.prometeus.ru 
Пакет ДО
WebTutor
      www.websoft.ru 
СДО "Доцент"       ООО "Униар
Naulearning       www.naumen.ru 
Уровень Преподавателя - Носителя Знаний
Как стать Сетянином Web-CD  учебный курс, позиционируемый как типовое решение для Носителей Знаний Типовое решение,  "рыба" (набор шаблонов, скриптов, модулей) Технология  Web-CD Простота и  открытость!

 Сравним более детально  предлагаемую систему "Как стать Сетянином" с созданием учебного курса с помощью системы Distance Learning Studio от компании  "Hyper Method", как обладающей описанием в виде книги и демонстрационного CD-носителя.

Типовой учебный курс состоит из 3 основных компонент: 

- лекционного материала;

- тестов:

- словаря терминов (глоссария).

 При использовании программной системы Distance  Learning Studio создание учебного курса начинается с выбора шаблона оформления. Шаблон - это заранее созданный прототип учебного курса, состоящий из страниц, не заполненных материалом, которые имеют следующие названия: Начало, Оглавление, Создание последовательности лекций, Поиск, Словарь, Тесты, Результаты тестирования и Учебный Центр. Используя заранее подготовленный материал, преподаватель создает множество страниц Лекция, Вопрос, Термин. При этом автоматически формируется список терминов, тестов, оглавление. 

 

Предлагаемое типовое решение  "Как стать Сетянином"- средней вариант, "работает" попроще, отошло от электронной версии курса лекций, предлагаемой иногда преподавателем и располагается на линии прогресса между "текст с картинками" и "тяжелыми" корпоративными системами.

 

Потенциальный пользователь использует структуру учебного курса из состоящую  из лекционного материала (Занятий 1-6), Тестов (Контроль),  Глоссария. Предлагаются шаблоны страниц оформления, разбиение учебного материала на структурные блоки, "строительные модули" системы контроля.

Что предлагается в качестве Инновации?

Открытый прототип учебного курса, ориентированный  на Носителей Знаний \ Пассионариев!

"Стань Сетянином" - это и принцип и лозунг данной Разработки.  И название учебного курса по созданию собственных Интернет-ресурсов (в первую очередь - учебных). 

"Стань "Сетянином" - это  обеспечение присутствия в Сети. Но не пассивного  - прайс-листом фирмы, а как раньше говорили - на основе активной жизненной (в данном случае - сетевой) позиции. В широком смысле - в смысле Пассионария, и узком - Технаря...

"Ближе к телу"  или  структура учебного курса. Структура курса - классическая ядерная. Ядро - упорядоченные структурированные Знания - понятия, определения, законы, решения, примеры. 

Следующий уровень - учебные кирпичики - модули, разделы, учебные циклы, курсы, специальности.

Отдельный каркас или служба - контроль знаний. 

Уровень управления  процессом - методика обучения - 

Содержание -  "пальцем покажи, чисто конкретно"  - структура курса, шаблоны страниц, последовательности (скрипты) регистрации Ученика, страницы и скрипы контроля знаний, которые все вместе и по отдельности - модульность и открытость - и являются той самой Инновацией - могут послужить прототипом  для  Носителя Знаний, и более глобально - развитию открытого образования. 

    Построение курса. Первые 4 занятия посвящены изложению основ использования Интернет-технологий и практическому построению статического ядра образовательного ресурса, которое происходит  на примере проекта  "Партии родного Катманду" и решений открытого образовательного ресурса "Виртуальная школа компьютерных технологий". 

 Пятое и шестое занятие Автор проходит вместе с Вами - "разбирается" с динамическим построением Web-ресурса, языками скриптов,  PHP-технологиями, основанными на жесткой привязке к программисту-кодировщику-дизайнеру, а также принципами разработки Интернет-проектов на основе систем управления контентом, не требующими активного программирования.

 Как Вы можете видеть из приведенного слева плана,  занятия ориентированы на освоение ключевых понятий как информатики,  так и Интернет-технологий, практического построения своего Интернет-проекта, учебного курса.

Список литературы и предоставляемая Интернет-поддержка создают основу для успешного обучения.

 Для закрепления изучения материала предлагается ответить на 10 контрольных вопросов! >>


Ищу  партнеров  для продвижения дистанционного курса "Основы информатики и вычислительной техники"  |  ЭКСТЕРНАТ



VS

ВИРТУАЛЬНАЯ  ШКОЛА  КОМПЬЮТЕРНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ

©  2002-2005  Сазанов В.М.

О проекте  |  Курсы | Условия | Экстернат | Партнерство | Семинар | Ссылки Контакты

Посетителей     Сегодня:



Сайт управляется системой uCoz