От
инициатора - Сазанова Владимира
Михайловича!
На
обсуждение сообщества выносится вопрос
поддержки инициативного проекта
с
условным названием "История и
перспективы вычислительной техники"
Инициатор
проекта: Сазанов
Владимир Михайлович, к.т.н.,
предприниматель, автор открытого
образовательного ресурса "Виртуальная
школа компьютерных технологий" - www.v-school.narod.ru. Исторически
проект является развитием
сотрудничества в рамках курса
лекций "История развития
отечественной вычислительной техники"
создаваемым Советом "Виртуального
компьютерного музея" (проект
Пройдакова Э.М) - www.computer-museum.ru.
Курс лекций разрабатывался по заданию
Интернет-университета информационных
технологий - www.intuit.ru.
Цели
проекта: поиск путей выхода из
состояния, которое нельзя назвать
удовлетворительным.
Виды
деятельности:
Издательская - Семинары - Конкурсы -
Электронные библиотеки - Дистанционное
обучение
Мотивация
- общественная потребность. Пути - предприимчивость Инициатора,
общественная поддержка,
заинтересованность коммерческих
организаций и инновационных фондов при
участии Госструктур.
Механизмы:
организация взаимодействия - соучастие -
организация социальной сети.
|
Области
действия
и ограничения |
Ресурсы
проекта
Виртуальная
школа компьютерных технологий
| Виртуальный
компьютерный музей
|
Интернет-
технологии
Открытое
образование
Дистанционная
парадигма
Теория
социальных
практик >>
Сводка
образовательных и культурологических
проектов - см. >>
|
www.v-school.narod.ru
\ Сазанов В.М.
"Виртуальная
школа компьютерных технологий"
- открытый образовательный Интернет-ресурс,
существующий 3 года и ориентированный на
подготовку ИТ-профессионалов
преимущественно дистанционными
методами. Начинался как поддержка
преподавания предмета "Информатика
и информационных технологии" в
общеобразовательной школе 1315 г.Москвы.
В
настоящее время - в
рамках дистанционной парадигмы:
-
электронный учебник "Компьютер -
Базовый курс" - www.v-school.narod.ru/KBK/index-kbk.htm -
Сазанов В.М., Фомина М.В.;
-
дистанционный курс "Как стать
Сетянином" - www.v-school.narod.ru/BEON-WEB/vved.htm
- ориентированный на преподавателей,
Носителей Знаний, не интегрированных в
университетские и корпоративные
системы дистанционного обучения;
-
завершается работа над курсом для сферы
дополнительного образования "Основы
цифровой
обработки сигналов и нейросетевые технологии для инженеров"
Королев Л.Н., Сазанов В.М.,
Аксенов О.Ю. - http://v-school.narod.ru/DSP-NCC/dsp-ncc.htm
-
создается курс "Введение в
моделирование систем" - www.v-school.narod.ru/VMS/ogl-nie.htm
< Модели
технических, социальных и биосистем,
Интернет-сообществ>
Ресурсы
посещаемости - 9000 посещений в месяц.
Форум, сообщества, опросы. Статистика.
|
www.computer-museum.ru
\ Пройдаков Э.М.
Виртуальный
компьютерный музей -
существует с 1997 года. На сегодняшний
день - более 300 тыс. посетителей.
Хранилище,
репозитарий бесценных материалов по
истории вычислительной техники с
разделами:
[О
музее] [Новости]
[Календарь
событий] [Галерея
славы] [Документы
и публикации] [Англо-русский
компьютерный словарь] [Вычисления
в докомпьютерную эпоху] [Технологии]
[Компьютерные
игры] [История
развития ПО] [История
отечественной вычислительной
техники] [История
вычислительной техники за рубежом]
[Книги и
пресса] [Ссылки]
[Поиск]
[Контакты]
[Гостевая
книга]
Организационная
структура - Совет
музея из наиболее видных
представителей компьютерной индустрии
советского периода, некоторые из
которых не прекратили активной научной,
преподавательской и общественной
деятельности и по сей день.
Наиболее
продвинутый культурологический
Интернет-проект, существующий на деньги
иностранных спонсоров.
|
К
участию-соучастию приглашаются:
Представители
ведущих профильных кафедр | Представители
науки и промышленности | Международные
организации | Спонсоры
|
Ресурсы
развития не исчерпаны и одним из
направлений является реализация совместных проектов.
Принципы
партнерства |
Направления
развития проекта и
механизмы реализации |
Проекты
к соучастию |
Партнерство
в рамках кооперации, выход за
границы административных методов, в
которых вынуждены жить,
понимание необходимости перемен и
желание действовать, искать,
напрягаться и прикладывать усилия.
Преодоление себя и привычных схем.
"Победивший других силен,
преодолевший себя - могуч!"
|
Правильным
направлением прорыва Инициатору
представляется партнерство и
общественная инициатива в рамках
современных представлений о
возможностях социального
преобразования - теории социальных
практик - см. http://www.computerra.ru/239263/
Инициатор
не очень верит в заинтересованность
Государства в развитии прикладной науки
- такой как информационные технологии.
Государство скорее заинтересовано в
использовании технологий, созданных
негосударственными структурами и
механизмами.
Поэтому
"видимое" направление, направление
в которое Инициатор верит -
предприимчивость при общественной
поддержке.
Механизмы
- ищутся, нарабатываются!
Один
из механизмов кооперации,
взаимодействия - проведение Семинара, превращение его в
межвузовский путем привлечения
профильных кафедр с возможностью
трибуны для обсуждения как научных
вопросов и работ аспирантов, так и
насущных общественных проблем -
проведение круглых
столов.
Механизм
реализации - одна из составляющих
Проекта - Школа Разработчика
- проект "Виртуальной школы
компьютерных технологий".
Интересный
механизм - электронные библиотеки -
направленные на использование в учебных
целях как материалов "Виртуального
компьютерного музея", так и
материалов фирм-разработчиков, например
НИИВК им.Карцева.
Реальным
проектом поддержки представляется
издание курсов "Как стать Сетянином"
и "Основы цифровой обработки сигналов
и нейросетевые технологии для инженеров"
Финансирование
начального этапа. Интересный
механизм сотрудничества и
финансирования работ 3 лицами -
оперативное информационное обеспечение
разработчиков переводными и
реферативными материалами иностранных
фирм, оплату которых предлагается - см. www.gaw.ru. Интернет-проект "Рынок
микроэлектроники".
Инициатору также
представляется целесообразным
привлечение автора инициативы -
Сазанова В.М. - к сотрудничеству с
Факультетом для становления
семинара.
|
Межвузовский
семинар "Перспективы
информационных технологий"
Журнал
"История и перспективы
вычислительной техники"
Школа
Разработчика
|
|
Мне
кажется, что общественная дискуссия
предложит еще реальные механизмы. |
|
Теория
социальных практик - социальные сети
Рецепты из черного ящика \ Автор:
Антон Шириков Опубликовано в журнале
"Компьютерра" №42 от 18 ноября 2005
года
Что такое, например, государство?
Согласно традиционной политологии, это
аппарат легитимного насилия, или способ
распределения благ, или еще какая-либо
общественная функция. Но теория практик
утверждает, что в природе нет никаких
функций; государство же - лишь
совокупность практик (повторяющихся
схем поведения), касающихся как борьбы
за политическую власть или сбора
налогов, так и аргументации в бытовых
спорах, совершения сделок и т. д.[О том,
что реальность государства как некой
целостной эмпирической данности может и
должна быть поставлена под сомнение, см.:
Понятие государства в четырех языках.
СПб.-М.: ЕУСПб; Летний сад, 2002]
В
основе теории практик - идея о том, что
механизмы общественных перемен можно
понять и воссоздать только путем
изучения повседневной практической
деятельности. Именно из нее возникают
класс, нация, государство, культура,
политика и т. д.
Возможен
другой подход к социальной инженерии. Он
требует отказа, во-первых, от четкого
плана перемен, и во-вторых, от претензий
на глобальную реформу общества. Тогда
осмысленные трансформации отдельных
пластов повседневного опыта вполне
реальны. Управление изменениями в этом
случае смогут осилить не только
структуры национального масштаба, но и
корпорации, спецслужбы, группы частных
лиц. Попробуем набросать одну из
возможных схем такого воздействия.
Одно
из самых перспективных направлений в
социологии вещей связано с концепцией
"общей вещи" (res publica). Эта концепция
предполагает, что повседневная жизнь
людей часто бывает организована вокруг
вещей, к которым привязаны
экономическое поведение, политическая
борьба, жизнь локальной общины. В
древности это были архитектурные
сооружения, служившие одновременно
местом встреч и собраний, пространством
политической и идеологической борьбы,
предметом всеобщей заботы[К примеру,
Великий мост в Новгороде. См.: Хархордин
О., Иванова-Веэн Л. Новгород как res publica:
мост к величию//Неприкосновенный
запас. 2003. №30]. Сейчас общими вещами
часто становятся, например, интернет-ресурсы
[К примеру, что мешает стать такой общей
вещью порталу Yahoo! или MSN? Только то, что
владельцы этих ресурсов преследуют
экономические цели и поэтому стремятся
создать максимальное удобство для
пользователей. А общая вещь - это во
многом обязанности и обременения].
Внедрение таких вещей в ткань
повседневности влечет перестройку
практической деятельности и
перегруппировку ее участников.
Наука,
по Латуру, основана на формировании
сетей; работа ученого - постоянный поиск
союзников как среди людей, так и среди
неодушевленных объектов - "нечеловеков"
(non-humans). Найти таких союзников, научиться
переводить интересы одних на язык
других и означает построить сеть.
Латур
считает, что подобным же образом
работают и социальные сети. Попробуем,
например, истолковать в латуровском
духе деятельность общественных
организаций в постсоветской России. В
начале 1990-х грантодатели, прочитавшие
книгу Роберта Патнэма (Robert D. Putnam) "Making
Democracy Work"[Патнэм Р. Чтобы демократия
сработала: Гражданские традиции в
современной Италии//Пер. с англ. - М.: Аd
Marginem, 1996. Основной тезис книги,
написанной по итогам итальянских
наблюдений автора и его ассистентов,
состоит в том, что уровень
демократизации зависит от степени
активности гражданских ассоциаций],
бросились финансировать российские NGO (non-government
organizations). Некоторое время казалось, что
общественная деятельность кипит и
гражданское общество идет на подъем.
Однако сейчас грантовые программы
свернули, члены организаций перестали
ездить на тренинги, обмен опытом
прекратился. "Гражданское общество"
практически вернулось к исходному
состоянию. Но вместо того, чтобы
обвинять NGO в продажности и зависимости
от иностранных фондов, мы можем
заключить, что они сработали как черные
ящики, которые были созданы в ходе
расширения сети и теперь, будучи
отключенными от розетки, утратили
работоспособность.
Этот
пример подсказывает, как можно
интегрировать новые вещи в социальное
пространство. Вещь должна стать
продуктом, который создает эффект
автономной работы, но на самом деле
является частью сети и в отрыве от сети
просто не работает.
Образцом
может служить ERP-система или любой
другой софт для автоматизации бизнес-процессов.
Это - классический черный ящик,
благодаря мощным рекламно-информационным
потокам воспринимающийся как готовый
инструмент повышения эффективности
бизнеса. Однако чтобы ERP заработала так,
как это обещают буклеты поставщиков,
необходима мощная сеть, включающая,
помимо авторов кода, как минимум
следующие группы: 1) аналитиков,
формулирующих управленческие принципы
и процедуры; 2) консультантов, внедряющих
правильные процедуры и регламенты в
структуру менеджмента клиента,
обучающих руководство и персонал; 3)
программистов, настраивающих продукт
под клиента и дописывающих
дополнительные приложения; 4)
технических специалистов,
поддерживающих систему в действии; 5)
специалистов по оценке, формулирующих
критерии производительности и
финансовой эффективности ERP, а затем
применяющих эти критерии на практике; 6)
журналистов и аналитиков рынка,
сравнивающих продукты и выдающих
рецепты по их внедрению; 7) специалистов
и менеджеров заказчика системы,
работающих с ней, контролирующих ввод
данных и т. п. (и все это - только "человеческая"
часть сети). Сама по себе ERP-система - не
более чем скомпилированный код, задача
которого заключается в сборе и
упорядочении информации. Бизнес-эффекты
от его применения достигаются только в
результате действия всех перечисленных
групп.
Но
есть и еще более важный момент.
Мобилизация сетей, согласно Латуру, -
ключевой механизм, обеспечивающий
изменения в обществе, и она возможна
даже без владения теоретическим
аппаратом. Однако люди, вооруженные "латурианским"
видением, могут строить сети, заниматься
мобилизацией новых союзников и
созданием черных ящиков осмысленно и
целенаправленно.
В
контексте теории практик никакие "новые"
способы воздействия на общество
невозможны. Возможна лишь рекомбинация
уже известных и широко применяемых
методик - новая мобилизация сетей. Книги
Латура после соответствующей
подготовки можно использовать как
руководства по менеджменту. Они не
предлагают сверхсекретных разработок
по управлению общественным сознанием, а
дают возможность понять и перестроить
структуру собственного опыта. Латур
разбирает ("декомпозирует") такие
объекты, как, например, наука, а потом
собирает их заново - уже как сложные сети.
Это же предлагается сделать и читателю
со своей собственной практикой.
По
существу, главная гуманитарная
технология современности - это
возможность изменить собственное
видение перемен. С этой точки зрения,
например, представления об обществе как
о классовой структуре или как о
пространстве рационального выбора,
непрактичны. Они могут дать ориентир,
что нужно менять, но не могут сказать,
как именно производить изменения.
Из
теории практик, напротив, "по
умолчанию" исключены элементы
целеполагания, что, безусловно, не
устраивает тех, кто хочет выявить в
обществе четкую картину недостатков и
заняться их искоренением. Зато это
эффективный инструмент для тех, кто
действует в соответствии с логикой
частных целей. Первые стремятся
подчинить себе ход событий, вторые
готовы встроиться в глобальные процессы.
Желающим
заняться социальной инженерией можно
рекомендовать книгу Латура "The
Pasteurization of France"[Latour B. The Pasteurization of France.
Harvard University Press, 1988. К сожалению, на русском
языке выход книги пока не планируется],
где он рассказывает, как Луи Пастер и его
ученики последовательно играли с
общественными настроениями и
экспертным знанием, мобилизуя таких
союзников, как врачи, гигиенисты,
правительственные чиновники, фермеры,
микробы и коровы, используя черный ящик -
вакцину. Прошло сорок лет, и пастеровцы
победили: вся Франция начала жить по их
рецептам.
Остается
последний вопрос: каковы
прогностические возможности теории
практик? Ответ на этот вопрос отчасти
уже был дан. Изменения повседневности -
это колоссальные сдвиги, занимающие
много лет, это проекты на перспективу. А
чем дальше перспектива, тем сложнее
планировать. Все формальные модели,
математические или нет, дают конкретный
ответ только за счет того, что они
оторваны от реальности. Если срок
предсказания небольшой, то невелик и
этот отрыв, что делает прогнозы
уместными.
|