|
Виртуальная школа www.v-school.narod.ru компьютерных технологий Открытый образовательный ресурс |
||
СТАНЬ "СЕТЯНИНОМ" \ Web-CD учебный курс | КОМПЬЮТЕР - БАЗОВЫЙ КУРС \ Учебный курс для начинтающего | CBM-TEST |
Использовано: Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М: «Филин» -2003.
Разработка компьютерных средств
обучения
1
Что
такое компьютерное средство обучения
2
Преимущества
и недостатки компьютерных средств обучения
3
Структура компьютерных
средств обучения
4
Основные
педагогические задачи, решаемые с
помощью КСО:
4
Классификация
КСО по решаемым педагогическим
задачам
5
Обобщенная
структура компьютерных учебников и обучаюших систем
6
Компьютерные
средства психофизиологического сопровождения учебного процесса
8
Компьютерные
средства контроля знаний
9
Технология
создания компьютерного учебника
10
Типовый
состав команды разработчиков
компьютерного учебника
11
План
работы над компьютерным учебником
12
Редакция от 05.10.2004
Компьютерное средство обучения – программное средство (программный комплекс) или программно-технический комплекс, предназначенный для решения определенных педагогических задач, имеющий предметное содержание и ориентированный на взаимодействие с обучаемым.
3 уровня применения информационных технологий в системе образования
Пассивный |
ИТ как инструментарий для решения отдельных педагогических задач в рамках традиционных форм и методов обучения |
|
Новые возможности, обеспечиваемые ИТ |
Развитие дидактики и методики | |
Новые формы и методы обучения | |
Развитие функциональной и организационной структуры образования, воплощение их в новых формах образования |
·
создание
условий для самостоятельной проработки учебного материала (самообразования),
позволяющих обучаемому выбирать удобные для него место и время работы, темп
учебного процесса;
·
более
глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности
(в адаптивных системах);
·
возможность работать с
моделями изучаемых объектов и процессов
·
возможность взаимодействия с
виртуальными трехмерными образами изучаемых объектов;
·
возможность представления в
мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей,
звукозаписей)
·
возможность
автоматизированного контроля и более объективное оценивание знаний и
умений;
·
возможность автоматической
генерации большого числа не повторяющихся заданий для контроля знаний и
умений;
·
возможность поиска информции
и более удобного доступа к ней (гипертекст, закладки, поиск по ключевым словам)
·
создание
условиф для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогическихметодик
(игровые и состязательные формы обучения, экспериментирование, «погружение» в
виртуальную реальность.
Отрицательные стороны
компьютерного обучения:
·
необходимость иметь
компьютер и обладать навыками
работы на нем;
·
сложность восприятия
большого объема текстового материала с экрана;
·
недостаточная
интерактивность;
· отсутствие непосредственного контроля.
1)
начальное ознакомление с предметной областью, освоение ее базовых понятий
и концепций;
2)
базовая подготовка на разных уровнях глубины и детальности;
3)
выработка умений и навыков решения типовых задач в данной предметной
области;
4)
выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных (нетиповых)
проблемных ситуациях;
5)
развитие способностей к определенным видам деятельности;
6) проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов и среды деятельности;
7)
восстановление знаний, умений и навыков (для редко встречающихся
ситуаций, задач и технологических операций;
8)
контроль и оценивание уровней знаний и умений.
Средства теоретической и
технологической подготовки:
- компьютерные
учебники;
- компьютерные обучающие системы;
- компьютерные системы
контроля знаний.
Средства практической
подготовки:
- компьютерные
задачники;
- компьютерные тренажеры.
Вспомогательные
средства:
- компьютерные
лабораторные практикумы;
- компьютерные справочники;
- мультимедийные
учебные занятия.
Комплексные
средства:
- компьютерные учебные
курсы;
- компьютерные восстановительные курсы.
О Б У Ч А Е М Ы Й |
|
|
|
Информационные |
Внешние
КСО |
Типы объектов | ||||||||||
|
Блок идентификации КУ |
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
Справка по работе с КУ |
|
|
|
|
|
Информа- | |||||||||
|
Блок содержения |
Структурные единицы учебного материала |
|
Множество |
|
| ||||||||||
|
|
Указатели, |
|
|
|
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Программный компонент | ||||||||
|
|
|
МПУМ |
Модуль настройки |
МОРУТЗ |
|
| |||||||||
|
|
МОРУМ |
|
|
|
|
| |||||||||
|
МУУП |
|
|
|
|
|
Типы связей | |||||||||
|
МРИО |
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
МПМОП |
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
Модели обучаемых |
Протоколы |
Профили обучаемых |
ОТеК |
ЭИЗО |
|
| |||||||||
|
Информационные
компоненты, |
Информационные компоненты |
|
| ||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||
МОРУМ |
Модуль обеспечения работы с учебным матералом |
МОРУТЗ |
Модуль обеспечения работы с УТЗ |
МРИО |
Модуль регистрации и идентификации |
| ||||||||||
МПУМ |
Модуль поиска учебного материала |
МГУТЗ |
Модуль генерации УТЗ |
МПМОП |
Модуль представления обучаемых и протоколов |
| ||||||||||
ИАП |
Интерфейс с АРМ преподавателя |
ОТеК |
Описание конфигурации |
|
|
| ||||||||||
Для компьютерного учебника
(КУ) характерно отсутствие жесткой фиксации материала (последовательности
кадров), проработка которых обязательна для дальнейшего продвижения по нему.
Вместе с тем в КУ реализуются
средства, поддерживающие рекомендуемую методику работы с ним. С помощью
данных средств осудеусвляется выделение основного и дополнительного материала,
примеров, заданий повышенной сложности. Обычно в КУ предусматривается несколько
базовых путей, или траекторий,
дифференциируемых по специальностям и исходным
уровням подготовленности.
В компьютерном учебнике
также предусматривается:
· Средства самоконтроля и
контроля знаний;
· Словарь (глоссарий) –
упрорядоченный перечень, содержащий толкование основных понятий (терминов),
сокращений, аббревиатур и обозначений;
· Ссылки на источники
информации
·
Данные средства используются в автономном режиме, либо работают в сопряжении со средствами компьютерного обучения и осуществляют:
- тестирование и мониторинг психофизиологических качеств обучаемых, важных для решения данных педагогических задач;
- оценивание способностей к определенному виду деятельности (профессиональной пригодности);
- прогнозирование успешности подготовки;
-
формирование рекомендаций по коррекции психофизиологических качеств
обучаемых и
их учету в учебном процессе.
В рамках психофизиологического сопровождения тестированию подлежат также такие качества как сенсомоторика, внимание, память, образное и логическое мышление, стиль принятия решений.
В состав КСКЗ включают блок требований к знаниям (квалификационную характеристику) и описание используемой методики контроля.
Особенностью текушего контроля является совмещение функций контроля и обучения. Цель текущего контроля – получение оперативной оценки успешности усвоения учебного материала, выявление пробелов в знаниях (непонятых положений курса) и формирование рекомендаций по коррективке учебного процесса.
Между разработчиком и
исполнителем заключается договор, к которому прилагается техническое задание,
составленное на основе ТЭО.
В договоре фиксируются:
·
объем и
схема финансирования работ;
·
сроки
выполнения проекта;
·
порядок
сдачи-приемки;
·
распределение прав
интеллектуальной собственности на создаваемый продукт;
·
распределение прибыли от
реализации на право использования продукта;
· ответственность сторон в случае нарушения ими своих обязанностей, условия конфиденциальности и др.
Технология создания предусматривает следующие виды работ:
Руководитель (координатор) проекта | |||
Руководитель авторской
группы |
Компьютерный |
Системотехник КСО |
Менеджер |
Авторы
(специалисты |
Специалисты · программисты; · специалисты по компьютерной
графике; · специалисты по мультимедия; · дизайнер ПО; разработчики информационных
компонентов. |
КМ – компьютерный методист, СТ - системотехник, ГР - главный редактор, АГ – авторская группа, СММ - специалисты по мультимедия, СКГ - специалисты по компьютерной графике, П – программисты, ДПИ – дизайнер пользовательского интерфейса, РИК – разработчик информационных компонентов, М - менеджер.
Этап |
Результаты |
Исполнители | |||
Стадия 1.
Концептуальное проектирование.
Срок = 30.05.2003 | |||||
1.1. Разработка ТЭО и технического задания |
ТЭО, техническое задание |
КМ, СТ, ГР | |||
1.2. Изучение подходов и аналогов |
|
КМ, СТ, ГР | |||
1.3. Анализ требований к знаниям и умений |
|
КМ, АГ, ГР | |||
1.4. Детализация программы курса и разработка структуры КУ |
|
КМ, СТ, АГ, ГР | |||
1.5. Формирование психолого-педагогической стратении и выбор дидактических приемов |
|
КМ, СТ | |||
1.6. Выбор форм представления информации |
|
СТ, КМ, СММ, П, СКГ | |||
1.7. Выбор инструментальных средств разработки |
|
СТ, П, СММ, СКГ | |||
1.8. Разработка информационно-логической модели учебного материала |
|
СТ | |||
1.9. Определение набора служебных функций и подходов к их реализации |
|
СТ, П | |||
1.10. Разработка схемы пользовательского интерфейса |
|
ДПИ, СТ | |||
1.11. Определение
типов учебно-тренировочных заданий и разработка схемы контроля знаний |
|
КМ, СТ, ГР | |||
Стадия 2.
Проектирование | |||||
Этап
|
Срок |
Результат |
Исполнитель | ||
2.1. Разработка
элементов и шаблонов ПИ |
|
|
| ||
2.2. Разрботка шаблонов
типовых информационных компонентов |
|
|
| ||
2.3. Формирование структуры информационной базы |
|
|
| ||
2.4. Разработка
прототипа приложения |
|
|
| ||
2.5. Разработка
алгоритмов выполнения функций, не предусматриваемых используемыми
авторскими средствами |
|
|
| ||
Стадия 3. Реализация | |||||
3.1. Подготовка учебного
материала и УТЗ |
|
|
| ||
3.2. Методическая обработка,
согласование, и редактирваоние учебного материала и УТЗ |
|
|
| ||
3.3. Разработка компьютерных графических материалов |
|
|
| ||
3.4. Разработка мультмедийных
компонентов |
|
|
| ||
3.5. Формирование и
интеграция информационных компонентов |
|
|
| ||
3.6. Программная реализация и
обладка программных компонентов |
|
|
| ||
3.7. Интеграция и комплексная
отладка |
|
|
| ||
3.8. Разработка
эксплуатационной документации |
|
|
| ||
Стадия 4. Подготовка продукта к распространению | |||||
4.1. Разработка
демонстрационой версии |
|
|
| ||
4.2. Разработка рекламных
материалов |
|
|
| ||
4.3. Разработка лицензионного
соглашения |
|
|
| ||
4.4. Разработка программы
инсталляции |
|
|
| ||
4.5. Подготовка материалов
для распространения |
|
|
| ||
ВЛАДИМИРО-МИХАЙЛОВСКОЕ || HOME PAGE | Форум | Вопросы | Ссылки |
WWW |
ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ |
ru |
© 2002-2005 Сазанов В.М. |
Посетителей: |