Виртуальная  школа                                www.v-school.narod.ru

компьютерных  технологий           Открытый образовательный ресурс

  ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ 

  ДИСТАНЦИОННОЕ  ОБУЧЕНИЕ

 CBM-TEST 

СТАНЬ  "СЕТЯНИНОМ" \ Web-CD  учебный  курс  |  КОМПЬЮТЕР - БАЗОВЫЙ КУРС \ Учебный курс для начинтающего  |  CBM-TEST

Разработка компьютерных средств обучения 
Пояснительная записка

 Использовано: Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М: «Филин» -2003.


Оглавление

Разработка  компьютерных средств обучения    1

Введение   2

Что такое компьютерное средство обучения  2

Преимущества и недостатки компьютерных средств обучения  3

Структура компьютерных средств обучения    4

Основные педагогические задачи,  решаемые с помощью КСО: 4

Классификация КСО  по решаемым педагогическим задачам   5

Обобщенная структура компьютерных учебников и обучаюших систем   6

Компьютерный учебник  7

Компьютерные средства психофизиологического сопровождения учебного процесса  8

Компьютерные средства контроля знаний  9

Стадии и этапы разработки    10

Технология создания компьютерного учебника  10

Типовый состав команды разработчиков  компьютерного учебника  11

План работы над компьютерным учебником   12

 

 Редакция от 05.10.2004

Введение

Что такое компьютерное средство обучения

Компьютерное средство обучения – программное средство (программный комплекс)  или программно-технический комплекс, предназначенный для решения определенных педагогических задач, имеющий предметное содержание и ориентированный на взаимодействие с обучаемым.

3 уровня применения информационных технологий в системе образования

Пассивный
 уровень

ИТ как инструментарий для решения  отдельных педагогических задач в рамках традиционных форм и методов обучения


Активный
 уровень

Новые возможности, обеспечиваемые ИТ

Развитие дидактики и методики

Новые формы и методы обучения

Развитие функциональной и организационной структуры образования, воплощение их в новых формах образования

Преимущества и недостатки компьютерных средств обучения

·      создание условий для самостоятельной проработки учебного материала (самообразования), позволяющих обучаемому выбирать удобные для него место и время работы, темп учебного процесса;

·      более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности (в адаптивных системах);

·      возможность работать с моделями изучаемых объектов и процессов

·      возможность взаимодействия с виртуальными трехмерными образами изучаемых объектов;

·      возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, звукозаписей)

·      возможность автоматизированного контроля и более объективное оценивание знаний и умений;

·      возможность автоматической генерации большого числа не повторяющихся заданий для контроля знаний и умений;

·      возможность поиска информции и более удобного доступа к ней (гипертекст, закладки, поиск по ключевым словам)

·      создание условиф для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогическихметодик (игровые и состязательные формы обучения, экспериментирование, «погружение» в виртуальную реальность.

 

Отрицательные стороны компьютерного обучения:

·        необходимость иметь компьютер и  обладать навыками работы на нем;

·        сложность восприятия большого объема текстового материала с экрана;

·        недостаточная интерактивность;

·        отсутствие непосредственного контроля.


  Структура компьютерных средств обучения

  Основные педагогические задачи,  решаемые с помощью КСО:

1)        начальное ознакомление с предметной областью, освоение ее базовых понятий и концепций;

2)        базовая подготовка на разных уровнях глубины и детальности;

3)        выработка умений и навыков решения типовых задач в данной предметной области;

4)        выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных (нетиповых) проблемных ситуациях;

5)        развитие способностей к определенным видам деятельности;

6)        проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов и среды деятельности;

7)        восстановление знаний, умений и навыков (для редко встречающихся ситуаций, задач и технологических операций;

8)        контроль и оценивание уровней знаний и умений.

 

Классификация КСО по решаемым педагогическим задачам

  По решаемым педагогическим задачам  компьютерные средства обучения можно подразделить:

Средства теоретической и технологической подготовки:
- компьютерные учебники;
- компьютерные обучающие системы;
- компьютерные системы контроля знаний.

Средства практической подготовки:
- компьютерные задачники;
- компьютерные тренажеры.

Вспомогательные средства:
- компьютерные лабораторные практикумы;
- компьютерные справочники;
- мультимедийные учебные занятия.

Комплексные средства:
- компьютерные учебные курсы;
- компьютерные восстановительные курсы.

 

Обобщенная структура компьютерных учебников и обучаюших систем

 

 

 

 

 

 

О

Б

У

Ч

А

Е

М

Ы

Й

 

 

 

Информационные
компоненты,
входящие в КУ

Внешние КСО
программные модули

 

 

Типы объектов

 

Блок идентификации КУ

 

 

 

 

 

 

 

Справка по работе с КУ

 

 

 

 

 

Информа-
ционный
компонент

 

Блок содержения

 

Структурные единицы учебного материала

 

Множество
УТЗ

 

 

 

 

Указатели,
словари

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программный компонент

 

 

 

МПУМ

 

Модуль настройки

МОРУТЗ

 

 

 

 

МОРУМ

 

 

 

 

 

 

МУУП

 

 

 

 

 

Типы связей

 

МРИО

 

 

 

 

 

 

 

 

МПМОП

 

 

 

 

 

 

 

Модели обучаемых

Протоколы
работы

Профили обучаемых

ОТеК

ЭИЗО

 

 

 

Информационные компоненты,
формируемые КУ и отражающие
 результаты работы обучаемых

Информационные компоненты
 для настройки КУ

 

 

 

 

 

МОРУМ

Модуль обеспечения работы с учебным матералом

МОРУТЗ

Модуль обеспечения работы с УТЗ

МРИО

Модуль регистрации и идентификации

 

МПУМ

Модуль поиска учебного материала

МГУТЗ

Модуль генерации УТЗ

МПМОП

Модуль представления обучаемых и протоколов

 

ИАП

Интерфейс с АРМ преподавателя

ОТеК

Описание конфигурации

 

 

 

                               

 

Компьютерный учебник

Для компьютерного учебника (КУ) характерно отсутствие жесткой фиксации материала (последовательности кадров), проработка которых обязательна для дальнейшего продвижения по нему. Вместе с тем в КУ реализуются  средства, поддерживающие рекомендуемую методику работы с ним. С помощью данных средств осудеусвляется выделение основного и дополнительного материала, примеров, заданий повышенной сложности. Обычно в КУ предусматривается несколько базовых путей, или траекторий, дифференциируемых по специальностям и исходным уровням подготовленности.

В компьютерном учебнике также предусматривается:

· Средства самоконтроля и контроля знаний;

· Словарь (глоссарий) – упрорядоченный перечень, содержащий толкование основных понятий (терминов), сокращений, аббревиатур и обозначений;

· Ссылки на источники информации

·  

Компьютерные средства психофизиологического сопровождения учебного процесса

Данные средства используются в автономном режиме, либо работают в сопряжении со средствами компьютерного обучения и осуществляют:

-         тестирование и мониторинг психофизиологических качеств обучаемых, важных для решения данных педагогических задач;

-         оценивание способностей к определенному виду деятельности (профессиональной пригодности);

-         прогнозирование успешности подготовки;

-         формирование рекомендаций по коррекции психофизиологических качеств обучаемых и
их учету в учебном процессе.

В рамках психофизиологического сопровождения тестированию подлежат также такие качества как сенсомоторика, внимание, память, образное и логическое мышление, стиль принятия решений.

Компьютерные средства контроля знаний

  Применяемые средства контроля обеспечивают входной и итоговый контроль.

В состав КСКЗ  включают блок требований к знаниям (квалификационную характеристику) и описание используемой методики контроля.

Особенностью текушего контроля является совмещение функций контроля и обучения. Цель текущего контроля – получение оперативной оценки успешности усвоения учебного материала, выявление пробелов в знаниях (непонятых положений курса) и формирование рекомендаций по коррективке учебного процесса.

Стадии и этапы разработки

Между разработчиком и исполнителем заключается договор, к которому прилагается техническое задание, составленное на основе ТЭО.

В договоре фиксируются:

·          объем и схема финансирования работ;

·          сроки выполнения проекта;

·          порядок сдачи-приемки;

·          распределение прав интеллектуальной собственности на создаваемый продукт;

·          распределение прибыли от реализации на право использования продукта;

·           ответственность сторон в случае нарушения ими своих обязанностей, условия конфиденциальности и др.

Технология создания компьютерного учебника

Технология создания предусматривает следующие виды работ:

 

Типовый состав команды разработчиков  компьютерного учебника

Руководитель (координатор) проекта

Руководитель авторской группы
(главный редактор)

 

Компьютерный
методист

 

Системотехник КСО

 

Менеджер

 

 

 

Авторы

(специалисты
в предметной области)

Специалисты
по реализации КСО

·  программисты;

· специалисты по компьютерной графике;

· специалисты по мультимедия;

· дизайнер ПО;

разработчики информационных компонентов.

 

 

План работы над компьютерным учебником

КМ – компьютерный методист, СТ - системотехник, ГР - главный редактор, АГ – авторская группа, СММ - специалисты по мультимедия, СКГ - специалисты по компьютерной графике, П – программисты, ДПИ – дизайнер пользовательского интерфейса, РИК – разработчик информационных компонентов, М - менеджер.

Этап

Результаты

Исполнители

Стадия 1. Концептуальное проектирование.                       Срок = 30.05.2003

1.1. Разработка ТЭО и технического задания

ТЭО, техническое задание

КМ, СТ, ГР

1.2. Изучение подходов и аналогов

 

КМ, СТ, ГР

1.3. Анализ требований к знаниям и умений

 

КМ, АГ, ГР

1.4. Детализация программы курса и разработка структуры КУ

 

КМ, СТ, АГ, ГР

1.5. Формирование психолого-педагогической стратении и выбор дидактических приемов

 

КМ, СТ

1.6. Выбор форм представления информации

 

СТ, КМ, СММ, П, СКГ

1.7. Выбор инструментальных средств разработки

 

СТ, П, СММ, СКГ

1.8. Разработка информационно-логической модели учебного материала

 

СТ

1.9. Определение набора служебных функций и подходов к их реализации

 

СТ, П

1.10. Разработка схемы пользовательского интерфейса

 

ДПИ, СТ

1.11. Определение типов учебно-тренировочных заданий и разработка схемы контроля знаний

 

КМ, СТ, ГР

Стадия 2. Проектирование

Этап

Срок

Результат

Исполнитель

2.1.   Разработка элементов и шаблонов ПИ

 

 

 

2.2.   Разрботка шаблонов типовых информационных компонентов

 

 

 

2.3.   Формирование структуры информационной базы

 

 

 

2.4.   Разработка прототипа приложения

 

 

 

2.5.   Разработка алгоритмов выполнения функций, не предусматриваемых используемыми авторскими средствами

 

 

 

Стадия 3. Реализация

3.1.  Подготовка учебного материала и УТЗ

 

 

 

3.2.  Методическая обработка, согласование, и редактирваоние учебного материала и УТЗ

 

 

 

3.3.  Разработка компьютерных графических материалов

 

 

 

3.4.  Разработка мультмедийных компонентов

 

 

 

3.5.  Формирование и интеграция информационных компонентов

 

 

 

3.6.  Программная реализация и обладка программных компонентов

 

 

 

3.7.  Интеграция и комплексная отладка

 

 

 

3.8.  Разработка эксплуатационной документации

 

 

 

Стадия 4. Подготовка продукта к распространению

4.1.  Разработка демонстрационой версии

 

 

 

4.2.  Разработка рекламных материалов

 

 

 

4.3.  Разработка лицензионного соглашения

 

 

 

4.4.  Разработка программы инсталляции

 

 

 

4.5.  Подготовка материалов для распространения

 

 

 

           

ВЛАДИМИРО-МИХАЙЛОВСКОЕ || HOME PAGEФорум | Вопросы | Ссылки

  ЛАБОРАТОРИЯ СВМ || НЕЗНАМО-ЧАВО | Магнитоэнцефалография

WWW

ВИРТУАЛЬНАЯ  ШКОЛА  КОМПЬЮТЕРНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ

ru

©  2002-2005  Сазанов В.М.

Посетителей:

Сайт управляется системой uCoz